К XVIII веку кофе настолько вошел в жизнь, что без него не обходилось ни одно сколько-нибудь значительное мероприятие. Правила хорошего тона предписывали подавать его на любом светском приеме. Черный и горячий напиток стал настолько популярен, что особые заведения, называемые кафе, стали создаваться во всех без исключения европейских странах. Они быстро превратились в центры политической, культурной и даже деловой жизни.
Во времена Великой французской революции разговоры в кафе шли преимущественно о политике. Там парижане без труда получали всю информацию о событиях в городе. Стоило заплатить всего 5 су за чашку и можно было обсуждать происходящее, прочесть «Журнал де Пари», громко спеть любимую песню якобинцев «Caира».
Патриоты, революционеры, многие простые граждане с появлением парижских кафе стали вести новый образ жизни, а кроме того, находили защиту от непогоды в те бурные 1789—1791 годы. И действительно, дожди тогда были обильными, как никогда прежде, и кафе в связи с этим переживали невиданный наплыв посетителей, у которых голова шла кругом от быстрой смены событий. Кафе стали, по выражению одного из историков, «устной прессой Революции, и каждое заведение имело свою политическую платформу». Можно было безошибочно угадать политические настроения того или иного человека, если было известно, какое кафе он посещает.
1789 год принес еше два нововведения: женщины и представители народной милиции, вход которым в кафе доселе был заказан, могли теперь их посещать. Естественно, что вклад этих двух групп населения в развитие кафе был ничуть не меньшим, чем в дело революции.
«Кафе де Фой» достигло в этом смысле огромного успеха. Самое респектабельное кафе в квартале Пале-Рояль когда-то находилось на Рю де ля Ришелье, позже — под аркадами нового здания, откуда открывался великолепный вид на Сады, где веселились члены королевской семьи. «Кафеле Фой», куда в то время не осмелился бы показаться ни дворянин в напудренном парике, ни финансист, ни генерал, стало сердцем Французской революции. Здесь звучали пламенные политические речи, организовывались стихийные демонстрации, а нередко и раздавалась стрельба. Другое кафе — «Зоппи» на Фобур де Сен-Жсрмен — было объявлено «местом сбора всех детей свободы». В кафе «Прокоп» часто выступали с пламенными речами Марат, Робеспьер, Дантон. Не менее знаменитыми были «Кафе лю Рандеву», «Кафе де Бурбон», «Кафе Жибер», «Кафеле Шарпантье», «Кафеле Лешель» и другие.
В Италии самым престижным принято считать «Кафе де Греко», основанное в 1760 году в самом центре Вечного города. В его залах довелось сиживать многим известным личностям. За одним из мраморных столиков Николай Гоголь создавал свой роман «Мертвые Куши». Постоянный посетитель кафе Анри Стендаль выразил в рассказах свою любовь к Италии. Неприятность поджидала немецкого философа Артура Шопенгауэра, позволившего себе однажды в слишком черном свете отозваться о немецкой культуре своего времени. Его вышвырнули из «Кафе де Греко» на улицу немецкие художники, собравшиеся там.
Это кафе лицезрело многих людей мира музыки. Его завсегдатаями были Феликс Мендельсон, Франц Лист, Рихард Вагнер.
И все же самым старым кафе Италии считается «Кафе Флориан» на плошали Сан-Марко в Венеции (рис. 17).
Именно здесь сгружались первые мешки с бесценным кофе, доставляемым на борту гапер на берега Безмятежней шей из восточного Средиземноморья. Основателем этого кофейного заведения, существующего и поныне, был некто ФлорианоФранческони, но на венецианском диалекте его имя звучало Флориан. Одним из тех, кто часто захаживал в это кафе, был английский поэт-романтик Джордж Байрон. Он присаживался где-нибудь в уголке увешанного зеркалами салона, прочитывал газету или же вел беседы с соседями по столику о политике или литературе. Примерно в это же время во «Флориане» нередко можно было увидеть и скульптора Антонио Канову (одного из самых значительных представителей неоклассицизма). Много незабываемых часов провели здесь драматурги со всемирной славой Карло Гоцци и Карло Гольдони.
Рис. 17. Знаменитое кафе «Флориан». Старинная гравюра
В тридцатые годы прошлого столетия в залах кафе появлялся писатель-романтик Альфред де Мюссе бывший не в силах противостоять своей болезненной страсти к одной из самых ярких женщин своего времени Жорж Санд. В начале XX века Флоренция вернула себе славу одного из центров европейской культуры. «Кафе делле Джуббе Россе» называют колыбелью новой литературы. Оно стало местом встреч футуристов, здесь возник журнал, посвященный вопросам литературы и искусства. За его столиками сиживали Андре Жид и Владимир Ленин.
Еще одно не менее знаменитое флорентийское кафе, к сожалению, не сохранившееся до наших дней, - «Кафе Микеланджело». Утверждают, что его роль в культуре была во много раз важнее, чем отдельных университетов.
Многие писатели, поэты, музыканты, художники в своем творчестве отдали кофе дань уважения: Золя, Бальзак, Вольтер, Дидро, Бах, Руссо, Бомарше, Гюго, Готье, Моне,Дега,Тулуз-Лотрек...
Упомянем лишь о картине Ван Гога «Терраса кафе на Пляс де Форум в Арле», которая считается классическим произведением, запечатлевшим кофейню: желтая стена, столики в два ряда, несколько посетителей и гарсон в длинном белом фартуке. С ночного неба, на котором поблескивают звезды, на эту сиену льется прозрачный, яркий свет.
Хороши другие полотна Ван Гога, на которых мастер запечатлел кафе. Например, «женщина с тамбурином». На нем изображена сидящая за столиком, погруженная в печаль женщина. Или «Кафе ночью», с его собравшимися в уголке гостями и залитым светом бильярдным столом посредине.
О роли кофе в истории или в культуре можно рассуждать бесконечно, потому что кофе — это сегодня такое же широкое понятие, как вся наша жизнь.