XVIII-XIX века: кафе - центры общественной жизни

К XVIII веку кофе настолько вошел в жизнь, что без него не обходилось ни одно сколько-нибудь значительное мероприятие. Правила хорошего тона пред­писывали подавать его на любом свет­ском приеме. Черный и горячий напи­ток стал настолько популярен, что особые заведения, называемые кафе, стали создаваться во всех без исключе­ния европейских странах. Они быстро превратились в центры политической, культурной и даже деловой жизни.

Во времена Великой французской революции разговоры в кафе шли преимущественно о политике. Там парижа­не без труда получали всю информацию о событиях в городе. Стоило заплатить всего 5 су за чашку и можно было обсуждать происходящее, прочесть «Журнал де Пари», громко спеть люби­мую песню якобинцев «Caира».

Патриоты, революционеры, многие простые граждане с появлением париж­ских кафе стали вести новый образ жиз­ни, а кроме того, находили защиту от непогоды в те бурные 1789—1791 годы. И действительно, дожди тогда были обильными, как никогда прежде, и кафе в связи с этим переживали невиданный наплыв посетителей, у которых голова шла кругом от быстрой смены событий. Кафе стали, по выражению одного из историков, «устной прессой Револю­ции, и каждое заведение имело свою политическую платформу». Можно было безошибочно угадать политические на­строения того или иного человека, если было известно, какое кафе он посещает.

1789 год принес еше два нововведе­ния: женщины и представители народ­ной милиции, вход которым в кафе доселе был заказан, могли теперь их посещать. Естественно, что вклад этих двух групп населения в развитие кафе был ничуть не меньшим, чем в дело революции.

«Кафе де Фой» достигло в этом смысле огромного успеха. Самое рес­пектабельное кафе в квартале Пале-Рояль когда-то находилось на Рю де ля Ришелье, позже — под аркадами нового здания, откуда открывался великолеп­ный вид на Сады, где веселились члены королевской семьи. «Кафеле Фой», куда в то время не осмелился бы показаться ни дворянин в напудренном парике, ни финансист, ни генерал, стало сердцем Французской революции. Здесь звуча­ли пламенные политические речи, орга­низовывались стихийные демонстра­ции, а нередко и раздавалась стрельба. Другое кафе — «Зоппи» на Фобур де Сен-Жсрмен — было объявлено «мес­том сбора всех детей свободы». В кафе «Прокоп» часто выступали с пламен­ными речами Марат, Робеспьер, Дан­тон. Не менее знаменитыми были «Кафе лю Рандеву», «Кафе де Бурбон», «Кафе Жибер», «Кафеле Шарпантье», «Кафеле Лешель» и другие.

В Италии самым престижным при­нято считать «Кафе де Греко», основан­ное в 1760 году в самом центре Вечного города. В его залах довелось сиживать многим известным личностям. За од­ним из мраморных столиков Николай Гоголь создавал свой роман «Мертвые Куши». Постоянный посетитель кафе Анри Стендаль выразил в рассказах свою любовь к Италии. Неприятность поджидала немецкого философа Артура Шопенгауэра, позволившего себе од­нажды в слишком черном свете ото­зваться о немецкой культуре своего вре­мени. Его вышвырнули из «Кафе де Греко» на улицу немецкие художники, собравшиеся там.

Это кафе лицезрело многих людей мира музыки. Его завсегдатаями были Феликс Мендельсон, Франц Лист, Ри­хард Вагнер.

И все же самым старым кафе Ита­лии считается «Кафе Флориан» на плошали Сан-Марко в Венеции (рис. 17).

Именно здесь сгружались первые меш­ки с бесценным кофе, доставляемым на борту гапер на берега Безмятежней шей из восточного Средиземноморья. Осно­вателем этого кофейного заведения, су­ществующего и поныне, был некто ФлорианоФранческони, но на венецианском диалекте его имя звучало Флориан. Од­ним из тех, кто часто захаживал в это кафе, был английский поэт-романтик Джордж Байрон. Он присаживался где-нибудь в уголке увешанного зеркалами салона, прочитывал газету или же вел беседы с соседями по столику о полити­ке или литературе. Примерно в это же время во «Флориане» нередко можно было увидеть и скульптора Антонио Канову (одного из самых значительных представителей неоклассицизма). Мно­го незабываемых часов провели здесь драматурги со всемирной славой Карло Гоцци и Карло Гольдони.

 
Рис. 17. Знаменитое кафе «Флориан». Старинная гравюра

В тридцатые годы прошлого столе­тия в залах кафе появлялся писатель-романтик Альфред де Мюссе бывший не в силах противостоять своей болезненной страсти к одной из самых ярких женщин своего времени Жорж Санд. В начале XX века Флоренция вер­нула себе славу одного из центров евро­пейской культуры. «Кафе делле Джуббе Россе» называют колыбелью новой ли­тературы. Оно стало местом встреч фу­туристов, здесь возник журнал, посвя­щенный вопросам литературы и искусства. За его столиками сиживали Андре Жид и Владимир Ленин.

Еще одно не менее знаменитое фло­рентийское кафе, к сожалению, не сохранившееся до наших дней, - «Кафе Микеланджело». Утверждают, что его роль в культуре была во много раз важ­нее, чем отдельных университетов.

Многие писатели, поэты, музыкан­ты, художники в своем творчестве отда­ли кофе дань уважения: Золя, Бальзак, Вольтер, Дидро, Бах, Руссо, Бомарше, Гюго, Готье, Моне,Дега,Тулуз-Лотрек...

Упомянем лишь о картине Ван Гога «Терраса кафе на Пляс де Форум в Арле», которая считается классическим произведением, запечатлевшим кофей­ню: желтая стена, столики в два ряда, несколько посетителей и гарсон в длин­ном белом фартуке. С ночного неба, на котором поблескивают звезды, на эту сиену льется прозрачный, яркий свет.

Хороши другие полотна Ван Гога, на которых мастер запечатлел кафе. Например, «женщина с тамбурином». На нем изображена сидящая за столиком, погруженная в печаль женщина. Или «Кафе ночью», с его собравшимися в уголке гостями и залитым светом биль­ярдным столом посредине.

О роли кофе в истории или в куль­туре можно рассуждать бесконечно, потому что кофе — это сегодня такое же широкое понятие, как вся наша жизнь.

keyboard_arrow_up