Йемен - альма-матер культурного кофе

Все вышесказанное — всего лишь предыстория рождения кофе как напит­ка. Его настоящая история начинается с «одомашнивания» в Йемене кофейного дерева. Многие исследователи этого вопроса, рассуждая о времени, когда это произошло, отталкиваются от известно­го события: в 575 году Йемен был заво­еван Аксумским государством. Следо­вательно, эфиопские переселенцы могли приступить к выращиванию кофейных деревьев именно с этого времени.

В 979 году родился выдающийся арабский ученый и врач Ибн Сина (Ави­ценна). Он умер в 1037 году и оставил после себя большое научное наследие, в том числе одно из первых описаний кофейного напитка. Он называл его «бон» — так, как называют йеменцы кофейные зерна и кофейный напиток.

Таким образом, вероятнее всего, временем «одомашнивания» кофейного дерева в Йемене и временем изобрете­ния напитка из кофейных зерен может считаться период с конца VI до начала X века.

Следует оговориться, что история кофе, изложенная в письменных свиде­тельствах и легендах, может легко ввес­ти нас в заблуждение, так как в ней значительное место занимает анекдо­тичное, экзотическое, малодостоверное.

Одна из арабских легенд, которую относят к 1250 году, связывает рождение кофейного напитка с шейхом Ома­ром. Будучи в изгнании в пустынной местности, он сначала ел сырые кофей­ные зерна, а затем начал их кипятить в воде и пить полученный настой. Зерна помогли ему избавиться от болезней и обрести присутствие духа. Он стал сове­товать изобретенный напиток всем не­мощным и упавшим духом.

Надо заметить, что приведенная выше легенда - самая правдоподобная. Существует несколько других ее вари­антов, более похожих на сказку, чем на историю, которая может случиться на самом деле.

К 1671 году относится записанная монахом Антонио Фаусто Наироне дру­гая романтическая легенда о том, как были открыты возбуждающие свойства кофе.

Однажды пастух горной исламской обители Шахада близ города Таизза (на­зывают даже его имя - Калди) заметил, что козы, наевшись днем плотных лис­тьев и темно-красных плодов какого-то дерева, ведут по ночам себя очень не­спокойно и возбуждены безо всякой очевидной причины. Так йеменцы об­ратили внимание на одичавшее кофей­ное деревце, когда-то завезенное из Эфи­опии, и на его удивительные плоды. Их

стали называть «кава», что в переводе с арабского означает «делать сильным, укреплять».

Эта и другие легенды об открытии кофе в различных вариантах широко приводятся во многих популярных изда­ниях, посвященных замечательному на­питку. Сегодня не установить, было ли так на самом деле, а если было, то когда. Тем не менее легенда связывает откры­тие кофейного дерева и напитка именно с Йеменом. Авторитетный востоковед О. Г. Герасимов утверждает, что арабы используют еще одно, поэтическое на­звание кофе - «бинт аль-Йаман», кото­рое переводится как «дочь Йемена».

Не вызывает сомнений тот факт, что йеменцы разработали агротехнику выра­щивания кофейного дерева, стали отби­рать и размножать наиболее урожайные экземпляры и вывели малоурожайный, но исключительный по вкусовым досто­инствам сорт кофе Мокко,

Арабский шейх Абд аль-Кадер опи­сывает в своей рукописи историю распространения кофе и указывает на дату, когда он стал известен в Йемене, — 1450 год. Думается, что шейх ошибся по крайней мере на два столетия и имел он в виду уже широкое распространение кофе, т. е. время, когда местные жители научились его выращивать. А это могло возникнуть лишь в том случае, если йеменцы уже пристрастились к напит­ку, умели обрабатывать зерна, обжари­вать и размалывать их.

С другой стороны, шейх, вероятно, был прав в том отношении, что кофей­ное дерево и кофе до 1450 года не были заметны в хозяйственной жизни и в культуре питания арабов.

Вероятно, период кипячения зеле­ных зерен в воде, который пришел на смену употреблению кофейных шариков из зерен с жиром, был достаточно продолжительным.

Такой напиток приобрел статус мифического и быстро распространил­ся в арабских странах как неотъемлемая часть религиозных церемоний. Лекари считали его целебным и предписывали больным. Караваны арабских купцов и бедуины развозили кофейные зерна по всей обширной территории Передней Азии и исламского мира. Вот почему существовало мнение о том, что кофе был впервые по достоинству оценен в Персии, где из него научились делать напиток, а потом уже с востока проник в Йемен, Египет и другие страны.

Одно из самых ранних письменных упоминаний о кофе содержится в араб­ском манускрипте №944, хранящемся во французской Национальной библио­теке. Шехабеддин Бен, арабский автор XV столетия, рассказывает о своем со­временнике Гемаледдине, муфтии йе­менского города Аден, который ездил в Персию. Во время пребывания гам он обратил внимание на своих соплемен­ников, варивших и пивших кофе, кото­рому он раньше не придавал значения. Вернувшись в Аден и почувствовав недомогание, Гемаледдин вспомнил о кофе и решил попробовать этот напи­ток, который не только помог ему выле­читься, но и укрепил силы. Последнее качество Гемаледдин оценил особо, так как оно помогало в ночных религиоз­ных бдениях. Авторитет и рекоменда­ции муфтии способствовали распространению напитка, который вскоре стали пить не только дервиши, но и ремеслен­ники, купцы и другие жители города.

Описывая быстрое распростране­ние в Адене обычая пить кофе, араб­ский автор подчеркивает, что людям настолько понравился этот напиток, что они отказывались от ката, жевать кото­рый у них вошло в привычку.

Таким образом, став популярной в Адене, привычка населения пить кофе быстро распространилась на соседние города и достигла Мекки. Здесь кофе также сначала использовался дервиша­ми при религиозных церемониях, но затем вошел в жизнь всех горожан. Свя­щенной столицы мусульманского мира кофе достиг около 1470 года.

Жителям Мекки настолько полю­бился новый напиток, что они стали потреблять его не только из религиоз­ных соображений. Именно в Мекке были открыты первые кофейни, где посети­телям предлагался не только любимый напиток, но и возможность развлечься, хорошо провести время. В них можно было петь, танцевать, слушать музыку, играть в различные азартные игры, в том числе и на деньги. Философы-муд­рецы, торговцы и простые ремесленни­ки могли обсудить события, обменяться мнениями. Естественно, что такая сте­пень свободы жителей и царившая в кофейнях непринужденная атмосфера вызывал и тревогу и беспокойство у твер­дых и последовательных мусульман, более того, пугали их.

А в это время обычай пить кофе и приятно проводить время в кофейнях быстро распространился в другие араб­ские города, прежде всего в Медину, а затем в 1510 году в Каир. Этому способ­ствовало то обстоятельство, что в от­дельном квартале египетской столицы проживали йеменские дервиши, широ­ко употреблявшие кофе во время ноч­ных бдений. Они хранили кофейные зерна в большом красном глиняном со­суде и получали чашечки с напитком из рук их наставника, который самолично его заваривал. Обычай пить кофе вскоре был подхвачен многими жителями это­го огромного арабского города.

Однако ортодоксальные мусульма­не, возмущенные массовым распрост­ранением кофеен, начали резко крити­ковать их за то, что они якобы являются непристойными местами, отвлекающи­ми правоверных от служения аллаху. Кроме того, арабы считали и называли кофе вином, а это противоречило тре­бованиям ислама, запрещающего упот­ребление алкоголя.

И вот в 1511 году в Мекке среди высших исламских законоверовбогословов разгорелись споры о целесооб­разности употребления кофе. Его про­тивники жаловались на то, что кофейни полны народа, в то время как мечети пустуют, так как арабы за чашкой кофе подчас пропускают обеденные и вечер­ние молитвы во славу аллаха. Поэтому они называли напиток даже более гре­ховным, чем вино. Свои доводы духо­венство обосновывало и тем также, что обжаренный кофе — это разновидность угля, а по исламскому закону уголь ис­пользовать запрещено.

Сторонники напитка отстаивали его не менее горячо и убедительно. Дискус­сия была острой, но бесплодной. И сторонники, и противники не пришли однозначно к какому-либо решению. Однако яростный кофененавистник — наместник египетского султана в Мекке Хайр-бек, - основываясь на постулатах Корана, приказал закрыть кофейни и арестовать посетителей, употребляющих «черное африканское зелье». Весть об этом быстро разлетелась по мусульман­ским странам.

Между тем привычка пить кофе настолько укоренилась, что жители продолжали нарушать запрет и употребляли его дома. Видя, что справиться с этим невозможно, власти приняли решение ослабить запрет и позволить людям пить кофе, но не публично, а в специальных местах и заплатив налог. Так, мало-помалу, запрет на кофе был преодолен, а кофейни оказались восстановленны­ми. И хотя в 1524 году последовало новое запрещение, оно также не выдер­жало натиска горячих сторонников на­питка и действия властей оказались тщет­ными. Сам напиток и атмосфера, царившая в кофейнях, оказались слиш­ком любимы  народом,  чтобы  можно было от них избавиться одним указом. Став популярным, кофе вошел и в жи­лища людей. Арабский обычай пить кофе превратился в тонкую и изощрен­ную церемонию.

keyboard_arrow_up